Музей речного флота — еще одна находка для любителей науки и техники!

В этом посте я расскажу об одном интересном музее, о существовании которого я даже не подозревал. Это музей речного флота. Расположен он в здании Волжского государственного университета водного транспорта по адресу г. Нижний Новгород, ул. Минина, д.7/55 (пересечение с улицей Пискунова). Об этом музее я узнал благодаря экскурсии, организованной нашей организацией для молодых специалистов. И хотя из меня молодой специалист так себе, но благодаря тому, что меня назначили фотографом, я теперь иногда катаюсь по разным экскурсиям :)

Чтобы попасть в музей нам нужно пройти через проходную университета (не забыть паспорт для оформления разового пропуска). Как попасть в музей — лучше спросить у охранника, так как траектория движения довольно сложная, я точно ее не запомнил. Помню только, что нужно после проходной идти налево, потом по лестнице подняться на несколько этажей (вроде 4), потом идти направо до тех пор, пока не увидим такую табличку:

Табличка на входе в музей

Табличка на входе в музей

Соответственно, по табличке видно время работы музея. Поскольку мы были организованной экскурсией, билеты нам оплатил работодатель. Стоимость билета для простых посетителей — от 150 рублей (судя по данным Яндекс.Справочника). Уточнить эту информацию можно по телефону +7 (831) 419-87-86 — он взят тоже из Яндекс.Справочника. У музея есть сайт http://muzrechflot.ru/ и группа Вконтакте, но там контакты найти не удалось, возможно, я плохо искал!

На входе нас радушно встретила директор музея — Абаева Галина Павловна. Она же выступала в роли экскурсовода. Экскурсия была замечательная — сразу видно, что человек большой энтузиаст своего дела. Экскурсия длилась около полутора часов и, по всей видимости, многое осталось недосказанным, что немудрено — экспозиция музея представлена минимум в 10 залах с великим множеством экспонатов. Чтобы обо всем рассказать, наверное целого дня мало! В общем, если соберетесь посетить музей — не пожалейте денег на экскурсию!

Галина Павловна рассказывает о  том, какие суда раньше ходили по Волге и ее притокам

Галина Павловна рассказывает о том, какие суда раньше ходили по Волге и ее притокам

Я в какой-то степени имею отношение к кораблям и флоту — в студенческие годы учился на военной кафедре на моряка-подводника, потом проходил сборы. В начале обучения нам читали лекции по истории ВМФ — скучные и монотонные, заставляли писать рефераты на темы древних морских сражений, которые потом просто сдавались «для галочки» и никем не читались. Так вот, если бы занятия на военной кафедре проходили также как эта экскурсия в музее, возможно, я сейчас не сидел бы за клавиатурой, а ходил по Баренцеву морю на какой-нибудь атомной подлодке и имел звание как минимум капитан-лейтенанта, а может и кап-три :) Это все к тому — насколько интересно слушать лектора, который живет своим предметом, а не читает лекции как пономарь по бумажке, лишь бы отделаться.

Первая часть экскурсии посвящалась самым истокам волжского речного флота, когда суда были деревянными и секреты их постройки передавались из поколения в поколение. Никаких чертежей, ГОСТов, матана и сопромата! Причем, для разных рек суда строились по разному и назывались тоже по разному — белозерки, гусяны, боровлянки, клязьминки, суряки, тихвинки. Логично предположить, что название соответствовало месту постройки и рекам, по которым эти суда ходили.

Интересно то, что грузовые суда-беляны, ходили только вниз по Волге. В низовьях Волги практически нет лесов, а строить дом из чего-то нужно — вот эти беляны и разбирали на стройматериал и строили из них жилые дома и всяческие учреждения :)

Макет беляны

Макет беляны

Переходя из одного зала в другой вслед за экскурсией переносимся из одной эпохи в другую. Судоходство развивалось и где-то в середине 17 века на Волге стали появляться первые военные корабли под Российским триколором. Особого внимания заслуживает трехмачтовый парусный корабль «Орел», который построили при царе Алексее Михайловиче для защиты торговых судов от волжских «флибустьеров», которых водилось в те времена великое множество. Этот корабль был первым, построенным по европейскому типу — то есть, он выглядел так не как ладья, а как мы привыкли видеть многомачтовые парусные корабли в исторических фильмах про пиратов и морские сражения. На приведенной ниже фотографии в центре — корабль, похожий на «Орла» (возможно и он сам, но я не уверен).

DSC_0012

Макеты волжских парусных судов

Корабль «Орел»  недолго ходил по Волге. Примерно через год после спуска на воду в одном из боев он был сожжен войсками небезызвестного Степана Разина.

Отдельное внимание в музее уделено бурлацкой жизни. Все ведь помнят картину Репина «Бурлаки на Волге?» Так вот, в музее речного флота есть одноименная диорама, на которой персонажи картины Ильи Репина воспроизведены в объеме. Как говориться, «Бурлаки на Волге 2. Теперь в 3D!» :)

Свежий взглад с иного ракурса сделал картину более динамичной :)

Свежий взгляд с иного ракурса сделал картину более динамичной :)

Про оригинальную картину, кстати, есть легенда, что она была написана, когда бурлаков на Волге уже давно не было и вовсю ходили пароходы. Именно поэтому она получила очень противоречивые отзывы — многим представителям власти не понравилось, что Репин представил Россию западным зрителям в столь неприглядном и отсталом виде.

И еще про бурлаков. Так уж случилось, что образ бурлака у нас ассоциируется с оборванным голодранцем. На самом деле, в бурлаки многие шли от безысходности, но в бурлацком деле были и плюсы. Во-первых, бурлаков очень хорошо кормили. Во-вторых, им неплохо платили! За сезон бурлак зарабатывал столько, что его семья могла абсолютно безбедно дожить до следующего сезона. Кто-то открывал свои собственные артели. Но были и те, кто не мог грамотно распорядиться деньгами и все проматывал в кабаках еще до окончания «сезона». Такие работнички  вечно путались в долгах и работали за еду. Кстати, на картине Репина такой персонаж — во втором ряду с трубкой во рту. Не заметно по нему, что он сильно напрягается :)

Но время шло и на флот пришли сначала коноводные суда, а затем паровые машины и востребованность в бурлаках сошла на нет, по Волге поплыли первые пароходы. В залах музея приведены их многочисленные макеты. У некоторых судов забавные для современного уха названия:

Ладно еще не "Варваръ" :)

Ладно еще не «Варваръ» :)

DSC_0072

Пароход «Переворотъ» — пассажирское судно «американского» типа

Назвать пароход «Переворотом» это все равно, что назвать пассажирский самолет «Штопором» :) Кстати, перевернуть этот «Переворотъ» было невозможно при всем желании, так как он был очень широкий и плоский. Осадка у него, кстати, была всего 61 сантиметр, то есть такая махина могла легко ходить в тех местах, где глубина по пояс и даже меньше :) Царскому правительству, кстати, тоже не понравилось название парохода, так как оно в нем усмотрело политический подтекст и пароход был переименован в «Колорадо». Кстати, несмотря на свою плоскодонность и устойчивость, бывший «Переворот» в 1890 году все-таки умудрился затонуть, был поднят со дна, отремонтирован и переименован в «Ориноко».

Еще один пароход, который заслуживает отдельного упоминания — это «Великая княжна Ольга Николаевна». Это судно было чем-то вроде речного «Титаника» — огромный, с богатой отделкой и более счастливой судьбой. Пароход верой и правдой служил в течении 70 лет, несколько раз сменив названия.

Пароход "Великая княжна Ольга Николаевна"

Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна»

На макете пароход представлен уже в советском варианте, когда он носил имя «Спартак». Кстати, он успел засветиться в нескольких советских кинофильмах, в частности, в фильме «Жестокий романс» в роли парохода «Ласточка».

В годы Великой Отечественной войны Волжская речная флотилия внесла свою лепту в общее дело. Все гражданские суда были вооружены и превратились в боевые корабли. Огромную роль они сыграли в Сталинградской битве. В зале, посвященном Великой отечественной войне представлены макеты таких судов. В принципе, они уже не выглядят экзотикой и похожи на те суда, которые сейчас ходят по Волге.

Буксирный пароход "Ваня"

Буксирный пароход «Ваня №5»

Военные экспонаты

Военные экспонаты

Послевоенная эпоха также представлена во всех подробностях — макеты судов и отдельных их механизмов, портреты и биографии инженеров и военачальников. Словом, если все расписывать то наверно получится целый том, тем временем время экскурсии было ограничено, поэтому пришлось, как говорится, бежать галопом по европам. Видно было, что наука и техника развивалась семимильными шагами.

Паровая машина

Паровая машина

Дизельный двигатель, который независимо друг от друга сконструировали немец Рудольф Дизель и советский ученый и инженер Густав Тринклер

Двигатель, который независимо друг от друга сконструировали немец Рудольф Дизель и советский ученый и инженер Густав Тринклер. Если бы не патентные нюансы и деловые связи Р.Дизеля, вероятно силовые агрегаты, столь сегодня распространенные назывались не «дизелями», а «тринклер-моторами»

Вероятно, макет современной корабельной силовой установки, но я могу ошибаться. Это же сколько терпения нужно иметь, чтобы собирать подобные макеты :)

Вероятно, макет современной корабельной силовой установки, но я могу ошибаться. Это же сколько терпения нужно иметь, чтобы собирать подобные макеты :)

Завершают экспозицию залы с современной техникой. Одной из ключевых фигур в этой эпохе выступает Ростислав Евгеньевич Алексеев — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Его именем назван Нижегородский Государственный Технический Университет, выпускником которого я являюсь :) Наибольшую известность Р. Алексеев приобрел благодаря созданию судов на подводных крыльях, которые вот уже несколько десятков лет бороздят речные и морские просторы — «Ракеты», «Метеоры», «Спутники», «Восходы», «Кометы» и другие менее распространенные типы судов.

Макеты судов на подводных крыльях

Макеты судов на подводных крыльях

Метеор «Конструктор Алексеев» на Волге. Фото 2005 года.

Теплоход «Ракета» я помню с самого детства — я видел и на Дону (когда жили в Ростове) и по Оке и по Волге. Сейчас ни «Ракет» ни «Метеоров» на Волге не стало (по крайней мере, в Нижнем Новгороде), так как эксплуатировать их стало невыгодно. Раньше эти корабли были таким же общественным транспортом, как пригородные автобусы и электрички, пассажирские самолеты-кукурузники местных авиалиний. Сейчас времена поменялись — почти у всех есть личные автомобили. В связи с этим речные пассажирские перевозки практически сошли на нет, электрички даже в разгар дачного сезона ходят полупустые, местные авиалинии исчезли. Остались только речные прогулки на теплоходах, но они уже воспринимаются людьми как экзотика. И даже несмотря на «конские» цены на речные круизы, водный транспорт считается убыточным. Тем не менее, грузовые перевозки по рекам худо-бедно, но живут.

Современная техника

Современная речная и морская техника

Уделено внимание в музее и экзотическим судам — на воздушной подушке и экранопланам.

Экраноплан

Экраноплан

Экраноплан — гибрид корабля и самолета. Наверное редкий человек, интересующийся военной техникой не знает о существовании экраноплана «Лунь»:

Экраноплан "Лунь" - еще его называют "убийца авианосцев"

Экраноплан «Лунь» — еще его называют «убийца авианосцев» (фото из Интернет)

Машина приводится в движение 8 реактивными двигателями, она развивает скорость до 500 километров в час и может нести на себе изрядный запас крылатых ракет.  При том, что высота полета составляет несколько метров, эту «птичку» очень сложно обнаружить радарами.  Истинный «убийца авианосцев». Но на самом деле есть много отрицательных моментов, из-за чего проект не получил дальнейшего развития (по крайней мере пока) — огромный расход топлива (все-таки 8 реактивных двигателей!), высокая вероятность попадания птиц в двигатели, специфичное управление, невозможность длительного полета над сушей и много чего еще.

Ладно, пришло время закругляться :) Все что написано выше — это мои личные впечатления и воспоминания. Наверное, не все удалось описать точно и сполна, да я и не ставил перед собой такой цели. Общий итог статьи — Музей речного флота — это место которое стоит посетить наравне с музеем Автозавода, музеем паровозов, музеем городского электротранспорта если в вас есть «технарская» жилка. Девчонкам наверняка будет не очень интересно, но парни, я думаю, будут в восторге :)

p.s. Еще раз хочу выразить огромную благодарность директору музея Абаевой Галине Павловне за замечательную экскурсию!

© Едем куда хотим, 2018