Музей городского электротранспорта, Нижний Новгород

В этом посте я поделюсь впечатлениями от нашего с Максимом недавнего посещения Нижегородского музея электротранспорта или, как его чаще называют — музея трамваев и троллейбусов. Этот музей не является особо известным и «раскрученным»,  многие коренные нижегородцы даже не знают о его существовании. Я когда-то в интернете нашел обрывочную информацию о том, что такой музей у нас есть и решил сводить туда сына и, заодно, посмотреть сам.

Когда и как лучше ехать в музей трамваев?

Музей электротранспорта работает три дня в неделю — вторник, среда, четверг. Время работы — с 8.00 до 16.00. Доехать от Московского вокзала можно на трамвае 27 или любой маршрутке, идущей по улице Надежды Сусловой до остановки «улица Бориса Корнилова» или «Трамвайное депо №1″.

Проходим через проходную трамвайного депо со словами «Хотим в музей!», на что нам дают указание пройти в административное здание на второй этаж и приобрести билеты. Весь парадокс состоит в том, что дорога в билетную кассу пролегает непосредственно через музей :) На втором этаже развешены указатели, которые приводят к этой двери:

Надпись на двери: "Уважаемые посетители музея! При отсутствии заведующей просьба  за билетами в музей обращаться в бухгалтерию"

Надпись на двери: «Уважаемые посетители музея! При отсутствии заведующей просьба за билетами в музей обращаться в бухгалтерию»

Заведующая, к счастью, оказалась на месте и нам не пришлось слоняться по всему зданию в поисках бухгалтерии. Как оказалась — заведующая выполняет еще роль экскурсовода, видимо этим и обусловлено ее периодическое отсутствие. С нас двоих взяли всего 50 рублей (точнее, взяли только с меня, Максу 6 лет, его пустили за так), вручили нам билет и отпустили гулять по экспозиции.

Что интересного мы увидели?

Сама по себе экспозиция не слишком масштабная. Площадка метров 30 в длину и 15 в ширину, на ней стоит десяток разных трамваев, начиная с дореволюционных, заканчивая относительно новыми — 70-80х годов. Нам повезло в том плане, что сразу за нами приехала семья (видимо, из другого города) и тетенька, которая продавала нам билеты решила провести для них экскурсию, из которой мы узнали много интересного.

Оказывается, Нижний Новгород — первый российский город, в котором появился электрический трамвай. Это произошло в 1896 году и было приурочено к Всероссийской выставке, на которой все уважающие себя изобретатели и промышленники со всей России представили свои творения — башня Шухова, первый русский автомобиль, радиоприемник Попова(подробнее в Википедии). Трамвайный маршрут соединил объекты выставки. Стоимость проезда была 5 копеек днем и 10 копеек вечером — по тем временам это были весьма значительные деньги и чтобы позволить себе поездку на трамвае нужно было быть как минимум купцом. А трамваи ходили такие:

Швейцарский вагон "Эрликон"

Швейцарский вагон «Эрликон»

На самом деле, это восстановленные по чертежам в 1980-х годах вагоны. Изначально ширина колеи была 75 сантиметров (а не 1.5 метра, как сейчас). Первый вопрос, который возник лично у меня — как при столь узкой колее эти вагончики не падали набок на поворотах? Но ответ пришел сразу же — скорость движения была чуть больше скорости пешехода :) Колею этих вагонов потом расширяли, разрезая ось и вваривая туда распорку. Но это уже было после революции.

Когда выставка 1896 года кончилась, трамвай успешно продолжал действовать и приносить прибыль (не то что сейчас — современный городской транспорт убыточен). Условия труда вагоновожатого были кошмарными. Сидения не было, вагоновожатый работал стоя. Рабочее место «Эрликона» было открытым всем ветрам и морозам. Зимой не редки были случаи обморожения, причем не было никаких «диспетчерских», чтобы зайти и погреться. Люди строили домики из снега и ледяных глыб, разжигали там костры и грелись в них.

Рабочее место "Эрликона"

Рабочее место «Эрликона». Слева — рычаг хода, «штурвал» справа — ручной тормоз.

Пассажирский салон

Пассажирский салон

Что интересно, первые трамваи были с двумя кабинами — одна для движения вперед, другая — для движения назад. Разворотных колец не было, дорога была однопутная с «карманами» для разъезда встречных вагонов.

В таком виде трамвай просуществовал в Нижнем Новгороде до Октябрьской революции — потом средств на поддержку и ремонт не стало и в 1919 году трамвай встал на несколько лет. В середине 20-х годов страна стала худо-бедно подниматься из разрухи и трамвай ожил. К началу 30-х годов устаревшие и окончательно изношенные «Эрликоны» стали заменяться вагонами Мытищинского машиностроительного завода. Еще такие вагоны делали в Усть-Катаве.

Кабина вагоновожатого уже застеклена - прогресс!

Кабина вагоновожатого уже застеклена — прогресс!

... но сидушки для вагоновожатого как не было, так и нет

… но сидушки для вагоновожатого как не было, так и нет

Пассажирский салон напоминает эрликоновский, но больше по длине.

Пассажирский салон напоминает эрликоновский, но больше по длине

Такие трамваи продержались на городских маршрутах вплоть до 40-50-х годов, затем им на смену пришли более современные и комфортабельные вагоны.

Вагон Тушинского машиностроительного завода, производился в период 1947-1949 годы

Вагон Тушинского машиностроительного завода, производился в период 1947-1949 годы

В нем были мягкие сиденья и обогрев салона

В нем были мягкие сиденья и обогрев салона

Но особенно интересны были двери этого вагона — вместо одной широкой двери были две узких, расположенных рядом:

Интересно, как в такие двери протиснуть детскую коляску или, хотя бы, чумодан?

Интересно, как в такие двери протиснуть детскую коляску или, хотя бы, чемодан?

Потом появился вагон Ленинградского производства, который за характерное выражение «морды» прозвали «слоном» (и правда, если представить хобот, то похоже):

Трамвай по прозвищу "Слон"

Трамвай по прозвищу «Слон» производился с 1949 года в Ленинграде

Что интересно, практически каждый вагон имел свое «прозвище». Например, этот трамвай Ленинградского завода прозвали «стилягой»:

Фары выдаются вперед дальше, чем бампер :)

Если сравнивать со «слоном», то действительно красивый!

Но самым лучшим трамваем, считался рижский «одноглазый» (прозвище — «рекс»). Очень надежный, легко ремонтируется и комфортабелен для пассажиров и вагоновожатого:

Эти вагоны эксплуатировались начиная с 60-х годов аж до 2003 года! Один из них переоборудован под "экскурсионный" и ездит до сих пор.

Эти вагоны эксплуатировались начиная с 60-х годов аж до 2003 года! Один из них переоборудован под «экскурсионный» и ездит до сих пор.

А это еще один рижский вагон:

Рижский вагон 70-х годов

Рижский вагон 70-х годов

В отличие от своего «одноглазого» предшественника, не прижился. В нем было применена инновационная по тем временам  тиристорно-импульсная система управления (плохо представляю что это), чтобы экономить электричество. Вроде звучит красиво, но на практике эти трамваи в основном экономили электричество, пребывая в неисправном состоянии. В начале 90-х годов их отправили на починку в Новосибирск, с тех пор оттуда ни ответа ни привета. Видимо в лихих 90-х их там сдали на металлолом и сказали, что «так и былО» :)

Еще в музее стоят два троллейбуса родом из 50-х и 60-х годов:

Троллейбус МТБ-82 - первый троллейбус, пущенный в Нижнем

Троллейбус МТБ-82 — первый троллейбус, пущенный в Нижнем

Характерная особенность — до необычайности узкие двери и высокий пол. По размерам салона сопоставим с удлинненным «пазиком»:

Славная же наверно в нем была давка в часы-пик :)

Славная же наверно в нем была давка в часы-пик :)

А еще МТБ-82 имел «гениальную» конструкцию и его прошибало током весь насквозь! Чтобы как-то заземлить корпус, на колесные арки вешали несколько цепей — троллейбус ехал по улице и гремел ими как бричка :)

Рабочее место водителя троллейбуса не могло похвастаться особой эргономикой — несмотря на наличие пространства вокруг, оно весьма тесное:

Максим за рулем МТБ-82

Максим за рулем МТБ-82

Попробовал и я втиснуться на место водителя — получилось не сразу. Обзорность — в бронепоезде наверно и то лучше! :) А еще у этого троллейбуса нет обдува лобового стекла — зимой оно покрывалось толстым слоем инея и водитель вынужден был буквально проковыривать себе в нем смотровую амбразуру!

А это более современный ЗИУ-5 — рабочая лошадка, которая трудилась на дорогах города Горького несколько десятков лет:

Я за рулем троллейбуса! Подумать только, когда еще такое можно себе позволить :)

Я за рулем троллейбуса! Подумать только, когда еще такое можно себе позволить :)

Троллейбус ЗИУ-5 был последним экспонатом, который мы облазили и прогулка закончилась.

Наши впечатления от музея

Если вы неравнодушны к городскому транспорту, безусловно, вам стоит посетить этот музей! Главное достоинство — все экспонаты открыты для посещения, то есть вы сможете зайти в любой трамвай или троллейбус, зайти в кабину, сфотографироваться в каких угодно позах — цена вопроса всего 50 рублей.

Со стороны выглядит, будто я действительно вожу трамвай :)

Смотрите на меня, я вожу трамвай :)

Музей позволяет буквально окунуться в историю и увидеть те мелкие детали, которые вы уже даже не помните, например — компостеры-»крокодилы»:

Такими штуками продырявливали билеты во времена моего детства!

Такими штуками продырявливали билеты во времена моего детства!

А как вам вот такая деталь?

Лампочки салонного освещения в одном из старых трамваев

Лампочки салонного освещения в одном из старых трамваев. Об нее, я думаю, можно легко обжечь лысину :)

Если сравнивать с современным транспортом, все это смотрится наивно и даже  трогательно. Глядя на это, сразу вспоминаются истории о довоенном времени, например сцена в трамвае из «Мастера и Маргариты» ( — Обилечиваемся, граждане! Брысь! С котами нельзя!!! :))

Большой плюс музея в том, что экспонаты содержатся в презентабельном состоянии — и снаружи и изнутри. Поскольку музей находится на территории депо, все это охраняется, красится, по мере необходимости ремонтируется.

Если говорить о недостатках, то они, конечно, тоже есть. Во-первых — ограниченное время работы музея. Чтобды купить билет нужно блуждать по депо и искать заветную дверь. Еще в музее представлено далеко не все, что ездило и ездит по городу — хотелось бы видеть и вспомогательную технику — трамваи-ремонтники, снегогочистители и т.д. (не говоря уж про старые автобусы), но, это, наверное будет непросто сделать, так как размещать новые экспонаты больше негде — площадка забита до отказа. Будем надеяться, что столь интересная идея как «музей городского транспорта» когда-нибудь получит дальнейшее развитие и финансирование.

© Едем куда хотим, 2017