Музей деревянного зодчества в Нижнем Новгороде (антинаучный отзыв)

Продолжаем обход нижегородских музеев! Этот отчет посвящен посещению музея деревянного зодчества, расположенном на Щелоковском хуторе. Ходили мы туда совместно с братом Дмитрием Кашкановым в один из будних дней. Этой осенью мы посетили музей деревянного зодчества в Суздале, поэтому нам есть, как говорится, с чем сравнить. Музей деревянного зодчества в Нижнем я посещал два раза — осенью и зимой, поэтому фотографии будут присутствовать из разных серий.

Добраться до музея деревянного зодчества можно на автомобиле (см. карту выше), либо на автобусе 28 — его конечная остановка находится как раз рядом со входом в музей.

Вход в музей

Вход в музей

Музей открыт с 10 до 16 часов, выходной день — понедельник.

За воротами находится билетная касса. Стоимость взрослого билета составляет 100 рублей, детского — 50 рублей. Еще в музее очень «любят» профессиональных фотографов. За фотосессию группой до 4 человек просят 1100 рублей и по 100 рублей за каждого следующего участника фотосессии. Увидев в наших руках фотоаппараты билетерша оживилась — «вы фотосессию проводить будете?» На что мы ей сказали, что мы простые фотолюбители и пришли пофотографировать  для себя, она нам поверила.

Справа от кассы на стенке висит план музея.

План музея деревянного зодчества

План музея деревянного зодчества

Как видно из плана, в музее 16 объектов — деревянные церкви, избы, амбары и прочие строения, которые стоят вдоль главной аллеи.

Первое строение, которое нас встречает — это изба Обуховой (на плане она под номером 12).

Изба Обуховой

Изба Обуховой

Изба Обуховой — единственное строение, внутрь которого можно зайти. Проходя через покосившееся крыльцо нагибаемся пониже, чтобы не расшибить голову о низкий дверной проем. Заходим внутрь и первое что видим — огромную русскую печку и над ней надпись «На печь не влезать!»

На печь не влезать!

На печь не влезать!

В комнате расставлены предметы домашней утвари и бытовые «приборы» — утюги, посуда, стиральная доска, светец, и многое другое. Особенно понравилась вот эта штука!

Бочка с затычкой

Бочка с затычкой Квасник

Предметы домашнего обихода

Предметы домашнего обихода

Ведра и ступы

Ведра и ступы

Осмотрев внутреннее убранство избы, выходим из нее и попадаем на главную аллею музея.

На главной аллее

На главной аллее

Интересно то, что избы расставлены так, что большую часть времени работы музея их фасады находятся в тени — имейте это в виду, если решили устроить фотосессию.

Если пройти дальше по аллее, можно увидеть жилые дома, хозяйственные постройки. К сожалению, большинство из них пребывает в очень жалком состоянии. Музей, на сколько это возможно, старается поддерживать объекты в надлежащем состоянии, но это удается не всегда. Иногда из-за столь жесткой экономии история «переписывается» и крыши изб 18-19 веков кроются рубероидом. На некоторые «экспонаты» вообще неприятно смотреть, например, баня Сутягиной:

Баня Сутягиной

Баня Сутягиной

Если заглянуть вовнутрь… Нет! Туда лучше не смотреть! Примерно в таком же состоянии и некоторые другие хозяйственные постройки, например, ямный овин (фото из осенней серии):

Ямный овин

Ямный овин

Внутри ямного овина

Внутри ямного овина все провалилось в яму

А дом Салтыковой (в самом дальнем углу музея) вообще сгорел.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дом Салтыковой (бывший)

Некоторые строения все же прибывают в более-менее приличном состоянии, например, две церкви и обе Покровские.

Покровская церковь #1

Покровская церковь #1

Бревна на вид крепкие, но строение заметно перекошено. Внутрь войти, естественно, нельзя, но можно заглянуть в замочную скважину диаметром в палец.

Внутри церкви

Внутри церкви

Неподалеку от церкви стоят качели. Конструкция до банального проста — бревно на бревне. Но это работает!

Качели

Качели

Зимой к ним пробраться нельзя, но осенью мы с братиком на них оторвались! :)

Прогуливаясь по аллее музея то и дело встречаешь разные сооружения хозяйственного назначения. Например, колодец:

Колодец

Колодец

Ульи, колоды, борть

Ульи, колоды, борть

Возвращаемся по аллее обратно. У нас впереди еще есть пара интересных экспонатов — мельница и еще одна церковь, тоже Покровская.

Мельница, к сожалению, растеряла все лопасти и выглядит как унылая избушка на курьих ножках. Через дырявые стены видна дырявая крыша.

Мельница?

Мельница?

Для сравнения, в Суздальском музее мельницы выглядят так:

Мельницы в Суздале

Покровская церковь стоит на возвышении и смотрится красиво. Чтобы туда попасть, нужно перейти через мостик.

Покровская церковь #2

Покровская церковь #2

Еще одна фотография, на этот раз осенняя.

Покровская церковь осенью

Покровская церковь осенью

На крыльце церкви

На крыльце церкви

Внутрь попасть, естественно, нельзя — на двери висит огромный замок.

На этом посещение музея можно закончить и подвести итоги.

Ложка меда в бочке дегтя

Именно этой фразой можно описать мое впечатление о музее. Ложка меда — смена обстановки, возможность побыть в тишине.

А теперь о дегте. Вроде бы, задумка создать такой музей очень хорошая, но реализация… Такое впечатление, что с точки зрения администрации музея, посетители — неизбежное зло! Повсюду висят таблички со словами «нельзя», «запрещено» (иногда просто, иногда строго, иногда категорически).

Объект качели - строго запрещено!

Объект качели — строго запрещено!

Когда мы вошли в музей, за нами как тень ходила тетенька-смотритель, постоянно влезая в кадр, и следила чтобы мы не залезали на печку в избе Обуховой, не разожгли костер и, не дай бог, не спалили бы ямный или верховой овин!

Строгая тетенька-смотритель

Строгая тетенька-смотритель

У нас с братом возникла даже мысль внезапно броситься врассыпную — интересно, за кем бы она погналась? Кстати, его отчет о посещении музея можно почитать здесь — http://proverilnasebe.com/index.php/services-reviews/tourism/102-hutor.html

По сравнению с музеем деревянного зодчества в Суздале Нижегородский музей архитектуры быта выглядит откровенно жалко и уныло. Возможно, во время каких-нибудь масленичных гуляний атмосфера в нем более жизнерадостная, но в обычный будний день вы обречены на унылое шатание между полусгнивших деревянных строений под зорким оком «надзирателя».

p.s. Вечером 2 марта пропали мои (и не только) комментарии и ответы Вконтакте в споре с Еленой Шабалиной, которая потерла мои комментарии и заблокировала меня на моем же сайте — API Вконтакте рулит :) Но теперь даже интереснее — в комментах стал преобладать дореволюционный язык с «ятями» и «твердыми знаками». Иными словами — паки-паки, житiе мое… :)

© Едем куда хотим, 2024