Музей «Паровозы России». Нижний Новгород.

Давно уже хотел рассказать о нашей с Максом прогулке в музей под открытым небом «Паровозы России». Если вы приезжали в Нижний Новгород по железной дороги со стороны Москвы (или уезжали в том же направлении), то наверняка обращали внимание на то, что в районе станции Горький-Сортировочный огорожена площадка, за которой стоят старые паровозы и вагоны — именно об этой достопримечательности и пойдет речь.

Как добраться до музея паровозов?

Мы ехали на машине, предварительно воспользовавшись сервисом Яндекс.Карты

Можно доехать и на общественном транспорте, туда ходят троллейбус 25 (ул. Архангельская), автобус 48, маршрутки т47, т48 (станция Сортировочная). Выйдя с транспорта нужно чуть пройти вдоль железной дороги по направлению от Нижнего Новгорода и вы на месте! Музей открыт по будним дням с 9 до 18 часов, вход свободный.

Одна из аллей музея паровозов

Одна из аллей музея паровозов

На что посмотреть?

Начнем с того, что в музее не предусмотрено никаких экскурсий, поэтому остается только ходить вдоль экспонатов и читать информационные стенды (которые есть не везде). В основном на этих стендах указано название локомотива, даты когда он выпускался, сколько было выпущено и на каком заводе. Также указываются краткие технические данные — масса, максимальная скорость, КПД.

В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков, которые таскали вагоны внутри промышленных объектов, заканчивая машинами циклопических размеров и массы, например, такие:

Пассажирский паровоз П36. Весит 120 тонн и развивает скорость до 125 км/ч

Пассажирский паровоз П36. Весит 120 тонн и развивает скорость до 125 км/ч. Такое чудо бегало по советским железным дорогам вплоть до середины 1970-х годов!

А вот экспонат поскромнее размером:

Паровоз 9П. Мощность 50 лошадиных сил, масса - 55 тонн!

Паровоз 9П. Мощность 50 лошадиных сил, масса — 55 тонн! Скорость — до 35 км/ч.

Интересно, что мощность в лошадиных силах просто смехотворная! У этого 55-тонного паровоза она всего 50 лошадок — это вдвое меньше, чем у недорогой легковушки. Только попробуйте-ка прицепить такой паровоз к фаркопу и хотя бы сдвинуть с места, не говоря уже о том, чтобы разогнать до 35 км/ч! А этот 50-сильный паровозик вполне сносно таскал составы из десятков вагонов на каком-нибудь заводе. Посетив музей паровозов начинаешь понимать, что такое «паровозная тяга» :)

Как уже говорилось, все экспонаты открыты для посещения — можно лазить, подлезать снизу, забраться на самый верх. Только делать это нужно очень осторожно — у многих локомотивов трапы очень узкие и нет никаких поручней, при том что высота сопоставима со вторым этажом.

Перил нет!

Перил с внешней стороны нет!

Давайте наберемся смелости и все же залезем наверх! Посмотрим, что из себя представляет кабина паровоза П36 (того самого зеленого пассажирского)…

Фото составлено из двух, склеить качественно не получилось, не судите строго :)

Фото составлено из двух, склеить качественно не получилось, не судите строго :)

Подозреваю, что значительная часть оборудования кабины и железных труб канула в небытие, но даже глядя на это единственное что приходит на ум — это смачное «М-М-М-ДАААААА!!!!!»  Теперь понятно, откуда режиссер Георгий Данелия брал идеи для фильма «Кин-дза-дза» — пепелац изнутри выглядит примерно так же :) «Жмем на капу» и смотрим в другую сторону…

Рабочее место машиниста

Рабочее место машиниста

А вы что, хотели увидеть тут эргономичное кресло с боковой поддержкой? Нет уж! Извольте проехаться от Нижнего до Москвы на деревянной откидной табуретке, а потом жалуйтесь, что в «Ласточке» сидения неудобные! :) Судя по тому, что куча труб была подведена в один коллектор около места машиниста, можно предположить, что в этих дырках торчали какие-то приборы или были краники, которыми надо было манипулировать, чтобы сдвинуть эту 120-тонную махину с места.

Если протиснуться между стенкой и железной «торпедой», то попадаем к смотровому окну…

Обзорность - как у паровоза!

Обзорность — как у паровоза!

Здесь же можно выйти на «палубу», но я не рискнул — неловко как-то стоять на высоте второго этажа на узеньком мостике, держась за узкие перила (не факт, что крепкие). Вообще, глядя на обилие ничем не прикрытого железа с острыми краями понимаешь, что в случае крушения поезда у машиниста шансов выжить было очень мало. Ладно, не будем о грустном… Спускаемся от греха подальше, пока не запоролись ни обо что! :)

Макксим тем временем поджидал меня внизу, увлеченно рассматривая механизмы, приводящие в движение колеса

Максим тем временем поджидал меня внизу, увлеченно рассматривая механизмы, приводящие в движение колеса

Немного побродив по музею мы с Максом уже оба набрались храбрости и полезли на другой паровоз…

Грузовой паровоз Луганского завода

Грузовой паровоз Луганского завода

У этого паровозы были поручни и он нам показался более безопасным :)

У этого паровозы были поручни и он нам показался более безопасным :)

Глядя на экспонаты вблизи, понимаешь, какую сложную жизнь пришлось прожить этим локомотивам, прежде чем встать на вечную стоянку в музее. Железо хоть и выкрашено свежей краской, но внутри изъедено ржавчиной. Причем слой краски такой толстый, что крупные гайки превратились в простые черные бугорки.

А еще в музее есть паровоз, название которого начинается на твердый знак!

Это тот самый паровозик, который стоит рядом с входом в музей.

Это тот самый паровозик, который стоит рядом с входом в музей.

Кроме паровозов в музее представлены еще старинные вагоны — пассажирские и грузовые. К сожалению, внутрь попасть не удалось — все двери намертво заварены. Тем не менее, было интересно просто пофотографироваться.

Цистерна для патоки (кстати, что это такое?)

Цистерна для патоки (кстати, что это такое?)

"Столыпинские" вагоны - товарные, переоборудованные под пассажирские

«Столыпинские» вагоны — товарные, переоборудованные под перевозку пассажиров. Еще их называли «вагоны-телятники».

В музее можно безнаказанно лазить под вагонами

В музее можно безнаказанно лазить под вагонами

Макс безуспешно пытается вскарабкаться на подножку пассажирского вагона

Макс безуспешно пытается вскарабкаться на подножку пассажирского вагона

Еще в музее есть небольшая экспозиция узкоколейной железнодорожной техники — тепловоз и несколько вагонов.

Ширина колеи примерно в 2 раза меньше, чем у обычных поездов

Ширина колеи примерно в 2 раза меньше, чем у обычных поездов

Вагоны узкоколейки кажутся игрушечными!

Вагоны узкоколейки кажутся игрушечными!

Внутри вагона

Внутри вагона. Интересно, почему лавки стоят вплотную друг к другу? На узкоколейке ездят, сидя в позе  лотоса? :)

Впечатления от музея

Максим был в восторге! Наша дача стоит рядом с железной дорогой и традиционным их с бабушкой развлечением является хождение «смотреть на поезда». Особенно интересно, когда помимо обычных «грузовых» и «пассажирских» мимо проезжает что-то необычное — какая-нибудь дрезина или ремонтный поезд :) Музей паровозов стал настоящим откровением! Где еще увидишь такую экзотику, да еще в таком количестве.

Мне тоже было интересно побродить среди этих мастодонтов — только рассмотрев все это вблизи, понимаешь, какой тяжелой была работа у тех, кто водил эти паровозы, обслуживал и ремонтировал их. Ведь тогда не было никакой электроники, никаких «бортовых компьютеров» и работать приходилось зачастую в адских условиях.

Очень жаль, что почти все экспонаты изнутри пребывают в плачевном состоянии — в кабинах паровозов все разорено. В вагоны не попасть — двери заварены. Понятно, что музей бесплатный, но я готов был бы заплатить, чтобы иметь возможность посмотреть на действительно «ходовые» экземпляры локомотивов, посидеть в старинном пассажирском вагоне, послушать экскурсовода. Из-за этого не было у меня чувства полной удовлетворенности. В этом плане музей городского транспорта выглядит более душевно.

© Едем куда хотим, 2017