Зимняя резина — шиповки или липучки. Что выбрать?

Наверно только ленивый автоблогер не написал статью на такую тему :) Уж коли автомобильная тема в блоге «Едем куда хотим» набирает обороты, я выскажу свое мнение относительно вопроса выбора зимней резины для автомобиля.

snow-1281636_960_720

Извечная тема спора — шип или липучка?

Экспертные тесты многократно доказали, что липучка лучше проявляет себя в следующих случаях: сухой и мокрый асфальт, ледяная трасса при сильном морозе (-20 и ниже), когда лед становится жестким и не совсем скользким. Шипы дают заметный выигрыш на обледенелых дорогах, но проигрывают в остальных случаях.

Лично моя позиция такова, что если машина используется в крупном городе, где дороги поливают реактивами и гололеда не бывает, то лучший выбор — липучка. При езде по асфальте шипы не просто бесполезны, они вредны — ухудшают управляемость, создают дополнительный шум и сильнее портят асфальт.

В остальных случаях — шипы. Меня они спасали много раз. Приведу несколько примеров случаев.

1. У нас в городе есть несколько затяжных подъемов/спусков. Когда пройдет «ледяной дождь» или сильный снегопад, после которого уборочная техника не успеет вовремя пройти по этим дорогам, на асфальте образуется наледь. Трогаться в горку по ней сплошное удовольствие, тормозить на спуске еще интереснее. Забавно наблюдать, как это получается у машин на «липучках», особенно, если у них нет антибукса и АБС. Кто поопытнее, тот знает как действовать в таких условиях на машинах без электронных помощников, но начинающие водители(ьницы) практикуют приемы «газ в пол» и «тормоз в пол» :) Помню на скользком спуске возник небольшой затор и между рядами как санки проехал Дэу Матиз на заблокированных колесах, чудом в к кому не притеревшись — просто повезло. Не знаю, на какой резине он был, но в таких ситуациях даже при столь неумелых действиях водителя на шипах шансы выйти сухим из воды выше.

2. Если в городе основные дороги более-менее чистят и поливают антигололедными реагентами, то в большинстве дворов дела обстоят совершенно иначе. Снежная каша поверх корки льда — типичное дворовое дорожное покрытие зимой. И это еще одно испытание для липучек! Шипы худо-бедно цепляются за ледяную корку, но липучки ее просто шлифуют. Впрочем, если у машины полный привод, это не такая проблема, как для «пузотерок», тем не менее, я не помню ни одного случая, чтобы я на шипах застрял во дворе на моноприводном авто.

3. Проедемся по зимней загородной трассе. Даже если это федеральная трасса, то часто куски чистого асфальта регулярно чередуются с обледеневшими, не говоря уж о дорогах в сельской местности. Разница в сцеплении между асфальтом и льдом у липучек больше, чем для шиповок. Таким образом, если при маневре на липучках вы одним краем поймаете лед, другим асфальт, то вероятность заноса по сравнению с шипами возрастает. Если у машины есть система курсовой стабилизации, она сможет погасить начинающийся занос, но если системы нет и у вас не отработаны навыки контраварийного вождения, то ситуация может развиться по самому плохому сценарию. Я ни в коем случае не утверждаю, что шипы в этом случае панацея, просто следуя логике можно придти к выводу, что на трассах с чередующимся покрытием (асфальт-снег-лед-асфальт) шипы дают чуть больше шансов не потерять контроль над автомобилем, если нужно резко затормозить или что-то объехать. Причем это «чуть больше» может спасти вам жизнь.

Я думаю, рассмотрения этих трех случаев вполне достаточно, чтобы придти к выводу, что для выбора типа зимней резины нужно прежде всего оценить, как и где  вы собираетесь ездить. Если машина безвылазно живет в городе и нет проблем с нечищенными парковками, то липучки сделают вашу езду более комфортной и экономичной. Но если даже изредка приходится кататься по загородным трассам, штурмовать сугробы, и ваш город состоит из спусков и подъемов, шипованая резина позволит вам чувствовать себя на дороге более уверенно.

Мысли по выбору бренда

Если вы брат Шумахера или вы параноидально печетесь о своей безопасности на дорогах, или вам просто некуда девать деньги, берите Nokian Hakapellita — это действительно лучшая зимняя резина, умеют фины ее делать. Сам на ней не ездил, но многократно общался на эту тему с друзьями — увлеченными автомобилистами, протестировавшими все и вся и они сходятся на мысли, что зимние шины Nokian — это вещь, хотя цена на нее несколько завышена. Это же подтверждают результаты испытаний резины авторитетными изданиями, хоть многие и считают, что все эти тесты проплачены.

Мой зимний водительский опыт составляет 12 зим, за которые я укатал 3 комплекта резины:

1. Gislaved NF 5  (2006) — резина очень понравилась, откатал на ней несколько сезонов, решил поменять на такую же новую

2. Gislaved NF 5  (2010) — оказалась заметно хуже — шумнее и не такая «проходимая», хотя протектор тот же — видимо сказалась экономия на материалах при производстве

3. Hankook Winter I*PIKE RS W419 — отличная резина за свои деньги. Тихая, хорошо гребет, уверенно тормозит на льду. Единственный минус — нервно ведет себя на трассе с продавленной колеей.

и вот на новую машину приобрел четвертый — Nokian Nordman 7, про который пока сказать ничего не могу, так как зима только началась. Потом дополню статью новыми впечатлениями.

Лично я при выборе резины всегда придерживался некой золотой середины между именем бренда, ценой, отзывами и результатами тестов. Как правило я покупал ту резину, которая в тестах занимает 3-4 места. Отличия от лидеров минимальные, но цена в 1.5 раза дешевле.

А вообще, наверно универсальный рецепт выбора резины — брать что-то из известных производителей: Нокиан, Мишлен, Гудйер, Бриджстоун, Кордиант и т.д. Эти производители тратят огромные деньги на исследования и разработку и не станут выбрасывать на рынок заведомо неконкурентную провальную модель, дабы не нанести ущерб своему имиджу.

Как-то пришлось прокатиться в машине на недорогой шипованой резине Maxxis (раньше не слышал о них вообще!). По словам владельца, резина во всем его устраивает, за исключением уровня шума. Машина была Рено Сандеро, которая изначально не могла похвастаться хорошей шумоизоляцией, но на недорогой зимней резине она по звуку в салоне превратилась в настоящий бомбардировщик :) Понятно, что любая зимняя резина шумнее летней, но после этой поездки я утратил доверие к шинам малоизвестных производителей «третьего» эшелона — как бы красиво не выглядела их реклама и как бы не расписывал ее продавец, наверняка найдутся какие-то нюансы, которые уже после покупки испортят впечатление.

Берегите свои уши!

Не стоит недооценивать такой параметр как шумность. Если вы много ездите на машине, то вопросы комфорта не должны быть на последнем месте, так как влияют на вашу утомляемость. Особенно достает вытье резины в дальних поездках. На сайтах многих шинных магазинов среди критериев подбора даже есть галочка «искать малошумные». Если под ваши критерии выбора попадают несколько равнозначных для вас вариантов, выбирайте менее шумные.

Как обкатывать шипованую резину?

Любая резина требует обкатку, особенно шипованая. У разных производителей рекомендации разные, но первые 500 километров точно стоит воздержаться от резких разгонов, торможений, поворотов, дрифта и т.д. Также не рекомендуется в этот период ездить быстрее 70 км/ч. Шипам нужно время, чтобы прочно сесть на свои места. Именно от этого будет зависеть срок службы шипов. Обкатав таким образом свой последний Hankook, я за 2 зимы не потерял ни одного шипа!

Не переоценивайте свои возможности и возможности резины!

Возможно, повторю прописную и набившую оскомину истину: зимняя дорога — не место для экспериментов и подвигов. Какая бы крутая резина не была установлена на вашем авто, оборудованном всеми возможными электронными системами активной безопасности, самая главная система — это мозги водителя. И если они дают сбой, то никакие ABS, ESP и прочее не помогут. Да, нужно знать их возможности, чтобы понимать, как машина будет тормозить на льду или вести себя в заносе. Но для их выяснения лучше выбрать пустой автодром, а не дороги общего пользования.

© Едем куда хотим, 2018