Как выжить в день жестянщика?

Каждый год он наступает внезапно. Обычно сценарий такой — солнечное октябрьское утро не предвещает беды, люди как обычно едут на работу. Но где-то после обеда погода резко портится, резко холодает, откуда ни возьмись приходит туча и засыпает город ледяным дождем или снегом, дороги превращаются в каток. И это происходит как назло, когда половина автолюбителей еще не успели переобуться на зиму. Итог — аварии на каждом шагу и многокилометровые пробки.

Знакомое явление? Позавчера мы попали в такой катаклизм — решили съездить с семьей в кинотеатр. Приехали, посмотрели фильм, через 2 часа выходим — весь асфальт покрыт ледяной коркой, не то что ехать — идти скользко! А нам ехать в пригород — сначала через весь Нижний Новгород, потом 20 километров по трассе.

Как вы уже наверно поняли, тема статьи — рекомендации по вождению в условиях гололеда и/или свежевыпавшего снега, когда дороги внезапно становятся скользкими. Таких материалов в интернете полно, но учитывая сколько аварий мы видели по дороге домой, еще одна публикация не будет лишней. В ней не будет таких рекомендаций типа «если вы увидели, что наступила зима, а вы еще на летней резине — никуда не ездите». Эта статья для тех, кто попал в «безвыходное» положение и ему нужно вернуться домой по скользким и нечищенным дорогам.

И так каждую осень!

Что самое главное в день жестянщика?

Даже если вы успели переобуться на зиму, это не повод расслабляться, так как на дорогах полно тех, кто этого еще не сделал. В связи с этим:

  1. Стиль вождения в день жестянщика должен быть такой, будто у вас летняя резина. Никаких резких движений рулем, никаких резких торможений. Даже если у вас новая зимняя резина. Если вы резко оттормозились перед светофором есть вероятность получить в зад от не соблюдающего дистанцию «умника» на летней резине. Виноват будет он, но по страховым, судам и автосервисам придется потом бегать вам и долго!
  2. Выбирайте скорость в соответствии с дорожными условиями. На особо скользких участках снижайте скорость вплоть до скорости пешехода, не стесняйтесь включать аварийку, чтобы стать более заметными на дороге. Лучше ползти на аварийке 20 км/ч по крайней правой полосе и ехать час, но доехать в целости и сохранности, чем лететь по льду 60 и закончить путь в придорожном столбе.
  3. Дистанция до впереди идущего авто должна быть как минимум в 2 раза больше, чем обычно. Если вас сзади кто-то подпирает — чуть прижмите педаль тормоза, чтобы только загорелись стоп-сигналы. Обычно этого достаточно, чтобы водитель-прилипала отстал. Если не помогает — найдите способ пропустить его вперед, пусть ищет приключения в другом месте.
  4. При торможении и перестроении на гололеде не исключается вероятность заноса. Результат — многочисленные аварии, когда одну машину закручивает, она задевает соседнюю, та в свою очередь тоже безуспешно пытается вырулить и цепляет третью и т.д. итог простой метров через 50 кто-то улетает на обочину, где происходит теплая встреча с отбойником или столбом, кто-то на встречку. Предупредить такую ситуацию просто — старайтесь не ехать параллельно с другим автомобилем, оставьте себе и ему боковое пространство для маневра на экстренный случай. Особенно опасные «соседи» — большегрузы.
  5. Старайтесь тормозить двигателем — при этом исключается блокировка колес. Особенно эта рекомендация актуальна для скользких спусков и поворотов. На пониженную передачу нужно переходить заблаговременно — не во время поворота, а перед ним. Переключение передачи вниз вызывает небольшой толчок, который может спровоцировать занос на повороте.
  6. За городом температура воздуха обычно ниже, чем в черте города. Если в городе +1, за городом может быть -3 и на асфальте тонкая ледяная корочка. Мокрый асфальт и асфальт, покрытый тонкой ледяной коркой выглядят абсолютно одинаково, но машина ведет на них совершенно по разному. Проявляйте максимум осторожности.

Какая резина лучше на гололеде?

Однозначно шипы. При невысокой температуре лед довольно рыхлый и шипы легко за него цепляются. Липучки на мокром гололеде ведут себя не намного лучше летней резины — легко срываются в букс и юз. Учитывайте это при выборе скорости движения.

Электронные помощники или вредители?

Большинство современных автомобилей оснащаются антиблокировочной системой (ABS). Все понимают принцип ее работы, что типа она обеспечивает максимально эффективное торможение, растормаживая колеса в случае их блокировки. Машина с ABS тормозит действительно эффективнее, но только по сравнению с торможением юзом. На деле момент срабатывания ABS далеко не всегда оптимален. Я откатал 12 зим на машине без ABS (Hyundai Elantra в базовой комплектации), потом пересел на Ладу Весту с ABS и хочу сказать, что на голом льду на Элантре  у меня получалось тормозить эффективнее — я привык к педали тормоза и тонко чувствовал тот момент, когда колеса находятся на грани блокировки. В итоге, применяя «ступенчатое» торможение, удавалось добиться 100% зимней безаварийности, хотя неприятные ситуации были.

Когда я попробовал тормозить на Весте с ABS на пустом обледенелом шоссе, первой моей реакцией было «Ааа! Куда ты, родная???». Средняя скорость замедления на машине с ABS по голому льду оказалось меньше, чем на машине без ABS, но с отработанным навыком ступенчатого торможения на грани блокировки колес.

С другой стороны, ABS имеет достоинство — она дает возможность более эффективно управлять автомобилем при торможении, худо-бедно сохраняя возможность поворачивать и объезжать препятствия — например, уйти от столкновения на обочину или соседнюю полосу (что может быть не менее опасно). Но если уходить некуда, ABS не оставляет вам никакого выбора и свободы действий — только молиться, чтобы тормозного пути хватило чтобы не врезаться во впереди стоящую машину.

ESP наоборот оказалось полезной штукой. При попытке раскачать машину и увести ее в занос, система уверенно возвращала ее на траекторию, подтормаживая одно из колес. Также ESP пресекала все попытки тронуться с пробуксовкой. Повторю, эксперименты проводились на относительно небольшой скорости около 40 км/ч на пустой дороге. При больших скоростях машина имеет больше шансов потерять управление при резком маневре, так как ESP действует строго в рамках законов физики — она способна погасить небольшой занос, но чем больше угол отклонения, тем ниже ее эффективность. Если машину развернуло на 90 и более градусов, система ESP вообще бесполезна.

Выводы из вышесказанного можно сделать следующие:

  • При спокойном стиле вождения электронные помощники ABS и ESP вам вообще не понадобятся.
  • При небольших курсовых отклонениях ESP действительно помогает быстро вернуть машину на траекторию.
  • В случае если вы застряли в снегу и буксует одно колесо, ESP может помочь вылезти из засады, притормаживая буксующее колесо, при этом часть крутящего момента передается на второе колесо.
  • ABS действительно сокращает тормозной путь, но не всегда. Она лучше проявит себя по сравнению с торможением юзом, но хуже по сравнению с отработанным навыком ступенчатого торможения (приобретается с годами опыта езды на машине без электроники :) — также не во всех условиях.
  • ABS позволяет в определенных пределах маневрировать при торможении, но перед тем как уходить на соседнюю полосу или на обочину, убедитесь, что там свободно, иначе рискуете попасть из огня да в полымя.

Иными словами, электронные помощники не являются панацеей от всех бед. Даже если машина укомплектована ими по полной, не стоит расслабляться, они спасают далеко не всегда.

© Едем куда хотим, 2018