Музей ОАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде

Осенью 2015 года, мы с мужем ездили в Нижний Новгород в качестве туристов, а музей ОАО «ГАЗ» был в списке объектов, которые мы хотели посетить. Прокатившись на местном метро, сошли на станции «Автозаводская» и оказались на проспекте Ленина. Здание  УЦ «Группы ГАЗ» , где находится музей мы нашли довольно быстро.

IMG_2972

В музее два зала:  в первом зале представлены подлинные музейные предметы: макеты, рисунки, письменные источники, детали автомобилей. Просмотрели первоисточники и узнали многое из  истории развития Горьковского автозавода и отечественного автомобилестроения. Причем рассказывается не только об истории самого автозавода, а об автозаводском районе вообще. В музее собрана большая коллекция исторических экспонатов и фотографий, что было раньше на месте автозавода, как он строился, в каких условиях жили строители.

Зал музея

Представлен воссозданный кабинет первого директора завода С.С. Дьяконова:

Черный ящичек справа — кинопроектор. подаренный Дьяконову лично Генри Фордом. На кинопленках — руководство по сборочному процессу автомобилей. На стене портрет Орджоникидзе, который обеспечивал большое содействие строительству автозавода.

Завод строился в тяжелое для страны время — конец 20-х, начало 30-х годов 20 века. Страна выходила из послереволюционной разрухи и ей требовались автомобили. Много автомобилей! Руководство страны долго решало, что целесообразнее — закупать готовые автомобили за рубежом у буржуинов-капиталистов или построить свой автозавод. Сошлись на последнем и стали строить.

Нижегородский автозавод был построен за 1.5 года! При том, что самым массовым техническим средством были лопаты и тачки. В 1932 году из ворот автозавода выехал первый автомобиль — Форд А. Впоследствии он был переименован в ГАЗ-А. Фотография уже из второго зала, о котором речь пойдет позже.

ГАЗ-А — первая модель автомобиля, сошедшая с конвеера Горьковского автомобильного завода.

Конструкция ГАЗ-А до примитивного простая. Из машины убрано все, без чего она может ехать. По фотографии видно, что у дверей нет стекол — в непогоду и холод по бокам натягивались брезентовые «шторки» с прозрачными вставками. Отопителя в машине не было, надо думать, что стекла изнутри знатно потели. Еще обратите внимания на колеса — они со спицами. При езде по грязи она отлично на них налипала и колеса превращались в огромные грязевые катки, отчистить которые было ох как непросто! В музее есть даже фотография этого чуда :)

Но, естественно, завод строился не ради производства легковых машин. Самым массовым автомобилем, которые выпускал завод ГАЗ в  1930-40-е годы была знаменитая «полутрока», ГАЗ-АА.

Знаменитая ГАЗовская «полуторка»

На фотографии представлен автомобиль «поздней» серии. В начале многие элементы были сделаны из дерева. В годы Великой отечественной войны эта машина сослужила очень добрую службу и на фронте и в тылу. Военные «полуторки» имели максимально упрощенную и удешевленную конструкцию — деревянная кабина, одна фара, деревянный кузов с одной створкой для разгрузки. Машины ездили на всем, что горит. Были даже модификации машины с газогенераторным двигателем, работавшие на дровах! Максимальная скорость такой машины составляла около 30 км/ч, расход дров был около 100 кг на 100 км.

У «полуторки» был ряд модификаций, в частности, трехосный грузовик ГАЗ-ААА (на заднем плане), который мог увезти 2.5 тонны груза, санитарная машина, автобус. В 1943 году ГАЗ подвергался массовым бомбежкам, в результате был разрушен чуть меньше чем полностью.

Осколки авиабомб

В музее есть осколки авиабомб, найденные на территории завода. Для его восстановления были стянуты все возможные силы и это дало результаты — примерно за 100 дней главный конвеер был восстановлен и ГАЗ продолжил выпуск грузовиков. Причем, какое-то время конвеер работал под открытым небом. Надо сказать, удалось восстановить только конвеер, производящий «полуторки». Конвеер по производству трехосных ГАЗ-ААА так и не был восстановлен.

Послевоенный этап истории также сопровождается большим количеством фотографий, документов, экспонатов и моделей автомобилей.

Пластилиновая «Победа» — именно таким образом разрабатывали дизайн машины в докомпьютерную эпоху

ГАЗ-13 «Чайка»

Во втором зале представлена коллекция из 29 сверкающих автомобилей марки «ГАЗ», от первых автомобилей ГАЗ-А до современных «Газелей» и так и не вышедших в серию экспериментальных «Волг».

Хотим рассказать о некоторых автомобилях, которые прочно остались в нашей памяти после посещения музея. Автомобили довоенной эпохи ГАЗ-А и ГАЗ-АА вы уже видели.

Следующей машиной, которая сменила «газик» была знаменитая «эмка» — ГАЗ М1. Буква М в честь Вячеслава Михайловича Молотова — народного комиссара, впоследствии — министра иностранных дел. Собственно, сам и завод назывался «имени Молотова».

ГАЗ-М1(1936-1950)

«Эмка»

Этот автомобиль получил широкую известность по советским фильмам. Именно на таких «черных воронках» доблестные работники НКВД увозили «врагов народа» и обратно, как правило, не привозили.

ГАЗ-69

ГАЗ-69 — советский «джип». До сих пор можно их встретить на внедорожных покатушках, правда в сильно модифицированном виде.

ГАЗ-21 "Волга"

ГАЗ-21 «Волга» — машина для начальства. Простым смертным достать такой автомобиль было весьма проблематично, хотя рассказывают, что на закате производства 21-й Волги она выставлялась в свободную продажу.

IMG_3038

ГАЗ-13 «Чайка» — автомобиль для высшего партийного руководства. По тем временам был очень крут — 195 лошадей под капотом, автоматическая трансмиссия, отделка салона по высшему уровню. Расход топлива — как у самолета, но учитывая его тогдашнюю низкую стоимость, это мало кого волновало. Мне один раз удалось прокатиться на таком авто в качестве пассажира — это реально танк! Ямы на дороге не чувствуются вообще, да и едет довольно бодро. 

ГАЗ-М18

ГАЗ-М18 — инвалидная мотоколяска. В серию не пошла и сохранилась в единственном экземпляре в музее.IMG_3053

ГАЗ 3111 — автомобиль, который появился в неудачное время (середина 1990х), из-за чего не смог стать объектом массового спроса, а жаль! Технические характеристики были неплохими, да и внешность интересная — было в нем что-то номенклатурно-монументальное и изящное одновременно. Но 11-я «Волга» из-за своей немалой стоимости не смогла выдержать конкуренции с б/у иномарками из США, Германии и Японии, которые тогда стали массово появляться на наших дорогах, стоили столько же или дешевле, а характеристики и качество изготовления у них были лучше.Снегоболотоходный гусеничный транспортер ГАЗ-3403

Снегоболотоходный гусеничный транспортер ГАЗ-3403У нас была возможность сфотографировать наиболее понравившиеся экспонаты, ну и конечно мы не упустили возможность сделать фотоснимки на фоне автомобилей, но хочу вас предупредить о том, что фото-видео съемка не бесплатна и за возможность поснимать придется купить в кассе дополнительный билет.

IMG_2975

ГАЗ-12

ГАЗ-12 «ЗиМ» — семиместный автомобиль изначально проектировался исключительно для народного хозяйства — для работы в такси и в скорой помощи, но это не помешало ему возить советских чиновников, которым по статусу «Чайка» была не положена.

Посетить это музей будет увлекательно как взрослым ,так и детям, тем более стоимость билета  по карману каждому человеку. В музее вы увидите машины, которые уже едва ли можно встретить на улицах городов России. А некоторые невозможно встретить в принципе.   В основном, такие машины мы видели только в фильмах отснятых  в советском союзе. Посещением музея «ГАЗ», остались очень довольны, экскурсия заняла всего около  двух часов, а  воспоминания останутся с нами на долгое время.

© Едем куда хотим, 2024