Лада Веста — первые 10.000 километров позади. Радости и разочарования.

Наши никогда не умели делать машины сами — первые ГАЗы были  содраны с американцев, Москвич — с Опеля, ВАЗовская «классика» с Фиата. В проектировании «восьмерки» участвовали специалисты из Порше. «Десятку» еле вымучили —  моменту выхода на конвеер в середине 1990-х годов, она уже отставала от своего времени лет на 15, тем не менее ее выпускали вплоть до 2018 года (переименовав в «Приору»).  Веста — того же поля ягода. Стив Маттин постарался, создал ей современный образ, наверное успех модели на рынке — 99% его заслуга. Технические решения Рено-Ниссан не блещут новизной, движок от «Приоры» — да ему же сто лет в обед! Плюс российская криворукая сборка, когда болты кувалдой заколачивают… Как вы думаете, может из этого получиться что-то хорошее? Да за такие деньги (700 тысяч рублей) можно купить … (смотрим Авто.ру) …  Аудюху или БМВ 10-летнюю или даже Мерина и ездить на как настоящий мужЫк! Ну на крайний случай — Рио или Солярис. Не понимаю людей, которые покупают ведра производства Автоваза, которые как были убогими во всех смыслах, так и остается и всегда такой будет!

На каждом форуме, посвященному автомобильной тематике наверняка найдется с десяток тем, в которых народ с пеной у рта спорит о продукции Автоваза. И хотя тема выбора автомобиля для меня уже несколько месяцев как закрыта, Яндекс.Дзен мне иногда по старой памяти подкидывает статьи на автомобильную тематику и я их иногда «по старой памяти» читаю. И если статья касается ВАЗовских машин и под ней открыты комментарии, то в них творится примерно то же, что и на картинке чуть выше по тексту.

Итак, моя Веста прошла свою первую «десятку». Напомню, что это машина с мотором 1.6 литра на механике, комплектация «Комфорт». Каждый раз когда встречаются старые друзья-автолюбители, рано или поздно они заводят разговор о своих железных конях, которые у них обычно самые распрекрасные, надежные, быстрые и вообще! Со стороны выглядит как беседа охотников на привале на картине Перова :) При этом тщательно умалчиваются все крупные недостатки и мелкие косячки автомобилей.

В этой статье я постараюсь максимально объективно написать о своих впечатлениях и я думаю, это у меня получится, так как я не являюсь ни фанатом, ни хейтером той или иной марки машин. В некоторых случаях я буду сравнивать Весту со своей прежней машиной (Хендэ Элантра 3 поколения) — сравнение не совсем корректное, но за 12 лет владения Элантра определила в моем сознании некую планку надежности, динамики и комфорта.

Как вообще машина?

Итак, что случилось с Вестой за 4 месяца эксплуатации и 10 тысяч километров пробега? По большому счету ничего плохого не случилось! Она едет и едет. Но по мере привыкания к машине стали замечаться некоторые ее особенности, которые не бросались в глаза ранее. Перечислю их.

  1. Движок окончательно «раскатывается» примерно к 6-8 тысячам километров. Работает он по принципу — долго запрягаем, быстро едем. Долго запрягаем — это про тягу на низах.  До 3000 оборотов мотор вялый. Согласитесь, забавно смотреть, как со светофора тебя делает «классика» :) Но стоит стрелке тахометра преодолеть отметку 3500 оборотов, мотор оживает и неплохо разгоняет машину. Особенно это удобно на трассе на обгонах. Если фура едет типичные 70-80 километров в час, я без зазрения совести втыкаю третью передачу и жму тапку в пол — быстрый разгон до 100-110 км/ч обеспечен. На Элантре мотор был «низовой» — он уверенно тянул уже от 2000 оборотов, но больше 4000 его крутить смысла не было — это позволяло в городе уверенно уходить от всех со светофора, но при обгонах на трассе ему явно не хватало подхвата на верхах.
  2. Рычаг переключения скоростей разработался и скорости стали включаться намного легче и приятнее, чем в начале. По ощущениям, вторая передача стала выть тише, но звук полностью не исчез. Хотя, вероятно, я к нему просто привык. На холодной коробке переключение передач заметно туже, чем на прогретой, иногда при переходе с 1 на 2 передачу слышится чуть небольшой хруст синхронизаторов. После прогрева коробки переключения передач становятся четкими и приятными.
  3. Средний расход бензина — 7.3 литра на сотню. Езжу на машине по меркам большинства много — километров 80-90 в день, 50% город, 50% трасса. При желании можно сократить средний расход до 6.5 литров — я это выяснил при обкатке зимней резины, когда нельзя было ездить быстрее 70 км/ч. При скорости 70 км/ч на трассе с включенным круиз-контролем бортовой компьютер показывал расход 4-4.5 литра на сотню, а расчетный запас хода при полном баке переваливал за 1000 км.
  4. Подвеска продолжает радовать — неровности, рельсы, лежачие полицейские преодолеваются на ура. Естественно, это не «кадиллак» и на неровностях машину заметно потряхивает, но звуки работы подвески практически не передаются в салон, что приятно. Из разочарований — при минусовых температурах сзади слышится негромкий скрип, видимо АвтоВАЗ сэкономил на качестве каких-то резинок. При плановом посещении сервиса (на 15000 км) укажу на эту проблему, посмотрим, что ответят.
  5. За 7500 километров пробега уровень моторного масла если и изменился, то настолько, что невооруженным глазом не видно. Масло было залито недорогое полусинтетическое 5w40 с фирменной эмблемой «Лада». В подобных канистрах на лукойловских заправках продается масло Лукойл Супер и стоят они в пределах 1000 рублей за 5-литровую канистру. За 7500 км масло заметно потемнело, планирую его поменять, не дожидаясь регламентного пробега 15000 км.

Что покупалось дополнительно и колхозилось?

  1. В салон были приобретены и установлены чехлы из экокожи. В общей сложности они обошлись в 7900 рублей — вместе с натяжкой и чехлом на подлокотник. Не скажу, что это придало салону более презентабельный вид (на любителя), чехлы приобретались в основном для обеспечения сохранности сидений. Ради этого в некоторой степени пришлось пожертвовать удобством — в жару экокожа сильно нагревается и поджаривает пятую точку, от кожаного подлокотника локоть потеет.
  2. На большой скорости (>100 км/ч) внутри начинает слышиться звук, похожий на пескоструй по порогам. В надежде избавиться от него, я установил более крупные передние брызговики (Novaline за 850 рублей). На звук это практически никак не повлияло, но пороги в слякотную погоду стали чище.
  3. Также были установлены задние брызговики от того же Novaline стоимостью уже 860 рублей. После этого задний бампер тоже стал чистым.

Что не понравилось?

Явная проблема была всего одна — глюки салонного освещения при минусовых температурах. Причина — на морозе дубеют резинки дверных концевиков. Из-за них же некорректно работала сигнализация при постановке на автозапуск. Так как концевик не размыкался, сигналка не понимала, что водитель уже вышел из машины и отказывалась глушить мотор. Решается этот вопрос своими силами за 300 рублей (новые концевики) и 5 минут времени. Подробнее о проблеме и ее решении читайте в статье «Почему глючит салонный свет и автозапуск в Ладе Весте?». Дальше пошли придирки.

Не очень приятный момент — при запуске двигателя после долгой стоянки слышится единичный металлический удар как ложкой по кастрюле. Вначале я сильно озадачился по этому поводу, но поискав в интернете понял, что это типичная особенность  Вест, Ларгусов, Дастеров и, возможно, других машин, имеющих реношные корни. Для нее даже название придумали — «стартовый бздынь». Судя по всему, звук издает какая-то перегородка внутри глушителя, которая подвержена температурной деформации, а при запуске двигателя от вибрации «хлопун» со звоном встает на место. Говорят, со временем проходит. У Элантры было что-то похожее, но там глушитель заметно щелкал при остывании.

Еще обратил внимание, что потеет одна банка аккумулятора.

Одна банка протекла

Причин может быть несколько — слишком сильный ток зарядки, повышенное напряжение в бортовой сети, «неправильный» электролит, сульфатизация пластин. Напряжение в сети при заведенном моторе бортовой компьютер показывает 13.9-14 вольт — все нормально. Лично мое предположение — просто аккумулятор неприлично низкого качества, как и все штатные вазовские расходники! Помню как на Элантре последний аккумулятор Бош честно отработал 6 лет и 6 зим, я с ним вообще ничего не делал, но он меня ни разу не подвел. И при этом не было ни малейшего намека на подтекание электролита! Посмотрим, как эта самарская батарея переживет зиму. В любом случае вопрос о запотевании батареи будет задан дилеру при посещении ТО-15000, о результатах сообщу здесь.

Еще один подозрительный момент — уровень антифриза в расширительном бачке, он упал почти до минимума.

Уровень антифриза после 10000 км пробега

Вполне возможно, что это связано с тем что по сравнению с летом на улице заметно похолодало и антифриз «сжался» от холода. На прогретом двигателе уровень примерно на полсантиметра выше. Явных следов утечки я не нашел, но уровень антифриза, близкий к минимуму выглядит настраживающе.

Дополнение от 11.11.2018

После долгих поисков информации о том, какой именно антифриз залит в Весту с завода выяснил, что это G12 розового цвета, предположительно «Синтек». Купил в Ашане литровую канистру за 130 рублей, долил примерно 200 грамм. Теперь уровень снова в районе отметки MAX. Чуть подтянул хомуты у шланга. Все просмотрел, следов протечки не нашел. Вполне вероятно, что уровень упал из-за того, что из системы просто вышел воздушный пузырь. Через недельку снова загляну под капот.

Пыль под капотом. Несмотря на то, что в новой Весте пыльник капота не имеет дырки посередине, как у первых машин, подкапотное пространство за 4 месяца изрядно загадилось. Сильно это или нет, позволит судить эта фотография:

Пыль под капотом через 4 месяца и 10000 км. Очень «порадовало» то, что гофрированная трубка в районе заливной горловины перетянута для прочности изолентой (ладно хоть черной, а не синей!). Вспомнилась фраза героя мультфильма «Мадагаскар» — «Крякнем, плюнем и надежно склеим скотчем!»

На мой взгляд, пыли многовато. У матери Рено Символ 2009 года с аналогичным пробегом (да-да! практически капсула времени! дачамобиль!), так у него под капотом чище, чем у 4-месячной Весты. С ужасом думаю, что там будет после зимы. В принципе, пыль под капотом «на скорость не влияет», но это очередной повод задуматься инженерам АвтоВАЗа — может все-таки сделать приличную пылезащиту?

Откровенный негатив

  1. Для установки задних брызговиков пришлось снимать задние колеса, иначе не подлезть к дальним крепежным отверстиям. В этот день я познакомился с вестовским домкратом. Каково же было мое удивление от того, что он оказался пластмассовым! Под массой машины он гнулся как липка, а после спуска оказалось, что лапа, которая держит машину на весу, оказалась погнутой. На фоне всех мелких косяков, штатный домкрат — это просто позорище!

    После первого же подъема машины домкрат погнулся!

  2. Да-да! Зазоры! То о чем так Весту любят поливать грязью на форумах и в видеообзорах. Зазоры в передней панели есть и в некоторых местах они огромные — палец пролазит. Автовазу явно есть над чем работать. Да и само качество пластика оставляет желать лучшего — хоть не ходовая часть и на скорость не влияет, обидно. Особенно на фоне бюджетных иномарок-конкурентов, у которых хоть пластик тоже дешевый, но все подогнано так, что не придерешься. А когда с годами выцветет, поцарапается — будет выглядеть откровенно дешево и позорно.

Стоит ли связываться с Вестой?

Несмотря на все описанные недостатки, мое отношение к Весте не изменилось. Это обычный автомобиль со своими достоинствами и недостатками. Это нормальный автомобиль за свою цену, который позволяет с относительным комфортом перемещаться из точки А в точку Б. Возможно, по общей совокупности плюсов и минусов она и проигрывает Рио/Солярису, Рапиду, Логану, Альмере, но проигрыш этот небольшой и он с лихвой компенсируется разницей в стоимости автомобилей, а также большим комфортом за те же или меньшие деньги.

Хотите более приличный салон — пожалуйста, добавьте 100-150 тысяч и купите Киа Рио (но проиграете в просторе и подвеске).  Хотите больше простора внутри и плавности хода — добавьте 100 тысяч и берите Альмеру (но проиграете в расходе топлива и опциях за эту цену). Хотите ко всему этому добавить практичности — добавьте 200 тысяч и возьмите Шкоду Рапид с кузовом лифтбек. Речь идет не о базовых комплектациях, существующих только на бумаге, а о реальных — тех, что продаются в автосалонах с «добровольно-принудительно» установленными допами. На мой взгляд, Веста занимает правильную рыночную нишу — дешевле нее только китайцы (о которых отзывы еще более противоречивые), да морально устаревшие узбекские Ravon (бывшее Daewoo/Chevrolet).

Однозначного ответа на вопрос «стоит ли связываться с Вестой» я пока дать не могу — слишком уж короток срок владения, чтобы делать однозначные выводы. В целом машина хорошая, но мелкие косяки и недоработки портят впечатление — кому-то больше, кому-то меньше.

Надо понимать, что первый год для владельца любой машины самый сложный и ответственный — в этот период вылетают «слабые звенья». Ломаются некачественные детали и меняются на что-то подороже и понадежнее («для себя»). Меняются расходники на более качественные. Помню, у Элантры при таком пробеге захрустела педаль сцепления — ее починили по гарантии и я не вспомнил про нее все оставшиеся 12 лет. Еще у нее же чуть позже был заменен радиатор, который потом также служил верой и правдой. Еще регулировали рулевую рейку. При том, что Элантра J3 была одной из самых надежных машин в своем классе!

Я как человек с высшим техническим образованием, прекрасно понимаю, что нет машин, которые бы не ломались. То, что произошло с Вестой в первые 10 тысяч км пробега я не считаю катастрофой — это вроде бы абсолютно нормально, но эти проблемы настолько типичные для Весты, что до сих пор не понятно, почему АвтоВАЗ никак не отреагирует на них. Решение проблем — копеечное, а не решить ее — себе дороже. Есть немало людей, для которых замена резинки, которой грош цена, превращается в повод накрутить себя и выплеснуть ушат грязи форумах, особенно если дело касается продукции АвтоВАЗа.

Вообще приходится с печалью констатировать, что время «почти вечных» автомобилей ушло безвозвратно. Глядя на любую современную машину, в том числе и Весту, не покидает чувство какой-то одноразовости. Производители экономят абсолютно на всем. В салоне самый дешевый пластик. У кузова — самый тонкий металл. В конструкции — самые дешевые расходники. Сколько это проживет — неизвестно. Да в общем-то производителям и невыгодно, чтобы машины жили долго — вот все объяснение.

В любом случае, эксперимент под названием «Владение Ладой Вестой» продолжается! По мере появления новых мыслей и прохождения очередных ТО буду делиться впечатлениями в этом блоге.

Продолжение следует: Лада Веста и 20 тысяч километров