Споттинг в Стригино – июнь 2016

Эту историю я откладывал уже два года, уже почти забыл про нее, но недавно разбирал залежи фотографий и наткнулся на весьма интересную подборку. В июне 2016 года в Нижегородском аэропорту Стригино проводился организованный сеанс плейн-споттинга — фотосъемки самолетов и вертолетов. Конечно, масштабы аэропорта не сравнимы с тем же московским Домодедово, тем не менее, это был первый раз, когда я оказался на летном поле не в роли пассажира, которому нужно сначала давиться в очереди на регистрацию, потом на посадку, потом галопом нестись из автобуса к самолету, успев сделать лишь традиционное фото с трапа. Здесь была возможность действительно погулять по летному полю, зайти в зону технического обслуживания, приблизиться к взлетно-посадочной полосе.

Споттинг был разделен на несколько этапов. Поскольку я не считаю себя авиатором-экспертом, поэтому привожу только фотографии.

1. Взлет ATR-72

ATR-72 — небольшой 2-моторный турбовинтовой самолет, напоминающий советский Ан-24. Он начал разбег по ВПП примерно в тот же момент, когда Газель, которая катала фотографов, остановилась на точке съемки. После остановки микроавтобуса в открывшуюся дверь полезли сразу человек 10 с рюкзаками, штативами и телеобъективами. Вырвавшись на свободу, толпа фотографов бросилась врассыпную занимать места для съемки, но было уже поздно — самолет оторвался от земли и взмыл в небо.

Взлет ATR-72

 

Убирает шасси

После взлета ATR-72 у нас была пара свободных часов до посадки следующего рейса, в которые нам было дозволено погулять по летному полю и пофотографировать стоящие на нем самолеты.

Ту-134

Еще один Ту-134

Ан-26Б

Условия освещения были не самые удачные, поэтому многие снимки приходилось делать против солнца.

На перроне больше самолетов не осталось, и нас повезли на площадку для технического обслуживания. Там оказалось интереснее!

2. Площадка технического обслуживания

Трапы и трапики на фоне хвоста Ту-134

Ту-134 практически в «советской» раскраске, такой, каким мы его привыкли видеть в советских фильмах. Только на киле флаг-триколор.

Вдоволь насытившись фотографированием самолетов со всех ракурсов, мы решили, что пора приступать к творческим экспериментам. В ход пошел объектив типа «рыбий глаз». И вот что получилось:

Что это?

Когда я выложил эту фотографию в соцсети, меня спрашивали — что это за неведомый зверь? Кто-то даже предположил, что это беспилотник! На самом деле, это обычный Ан-24, снятый таким образом:

На фото — мой брат Дмитрий Кашканов, увлеченный фотограф, споттер и мастер панорамной съемки

Объектив «рыбий глаз» при съемке с близкого расстояния очень сильно искажает пропорции объекта, из-за чего фотографии получаются более чем забавные! Помните фильм «Гостья из будущего?» Там в одной серии герои летали на «флипах» — круглых стеклянных летательных аппаратах. Если кто не помнит, вот кадр:

Флип

Если под определенным углом посмотреть на тот же самый «советский» Ту-134, то получится тот же самый флип, только на колесиках :)

Флип, на котором летали герои фильма «Гостья из будущего»

3. Списанный Ту-154б-2 (RA-85456)

На самых задворках аэродрома оказался еще один экспонат — самолет Ту-154б-2. Как оказалось, он уже давно списанный и использующийся в учебных целях. В частности, на нем когда-то отрабатывалось освобождение  спецназом заложников от террористов, захвативших самолет.

Списанный Ту-154

В далеком детстве мне много раз приходилось летать на таком самолете и мне почему-то запомнился элемент — «усики» на концах крыльев, которые забавно трепетали, когда самолет набирал высоту или, наоборот, шел на снижение:

«Усики» на крыльях Ту-154

Вот так всплыло забытое воспоминание из детства! Потом я уже вычитал, что эти «усики» называются разрядниками и предназначены они для снятия статического электричества с крыла самолета, которое возникает при трении о воздух.

Двигатели у «туполя» оказались демонтированы, то есть он уже вряд ли когда-нибудь взлетит.

Дыры вместо движков

При виде такого неминуемо возникает желание забраться в центральное сопло и вылезти через верхний воздухозаборник (как в оригинальной версии фильма «Экипаж»), но лезть оказалось высоко и возникал вопрос — как потом оттуда слезать? :)

Еще несколько необычных ракурсов с «тушкой».

Фотоаппарат с широкоугольным объективом был поставлен на край крыла

Съемка из-под «брюха»

4. Вертолеты

После того как фотографы успешно общелкали Ту-154 со всех ракурсов, нас повезли на вертолетную площадку. Особым разнообразием она не отличалась, на ней стояло несколько Ми-8 разных модификаций и разных раскрасках.

Ми-8

Еще один Ми-8

5. Взлеты и посадки

Вечером ситуация в аэропорту несколько оживилась — начали прилетать и улетать самолеты. Первым был Embraer 190 Саратовских авиалиний.

Embraer 190 приземляется в Стригино (Нижний Новгород)

Как оказалось, это первый рейс авиакомпании, который прибыл в Нижний Новгород, в связи с этим ему было подготовлено «представление», в котором участвовали две пожарные машины.

Пожарные машины салютуют первому рейсу

Крупный план

Еще одно фото Embraer 190

Дальше самолеты приземлялись и взлетали один за другим.

А320 Аэрофлота идет на посадку

А320 на рулежной дорожке

А320 S7 в момент касания полосы

Ту-204 из Минеральных Вод

Секунды до посадки

Тем временем Аэрофлотовский А320 выруливает на ВПП

Момент! Взлетающий А320 как будто выскакивает из-под стойки шасси Ту-204 :)

А320 S7 выруливает на ВПП

Кабина крупным планом

Саратовский Embraer 190

На этом все закончилось. Напоследок нас ненадолго привезли к Ту-204, который уже стоял на под разгрузкой перроне.

Ту-204 — разгрузка

На этом сеанс споттинга завершился. Осталось только выразить благодарность Нижегородскому аэропорту Стригино за организацию столь интересного мероприятия!