70 метров под землей — отзыв о подземном музее в Пешелани

В конце лета 2011 мне предоставилась уникальная возможность отправиться в фотопутешествие в очень интересное местечко Нижегородской области — в подземный музей горного дела, геологии и спелеологии Пешеланского гипсового завода. Музей расположен в выработке действующей гипсовой шахты в районе поселка Пешелань, расположенного в Шатковском районе Нижегородской области. Такая возможность выпала благодаря усилиям старшего брата Дмитрия Кашканова.

Вся прелесть экспедиции заключалась в том, что мы не были ограничены во времени — можно было находиться в музее столько, сколько нам нужно. Это давало возможность производить неторопливую фотосъемку со штатива, что намного повысило качество фотоматериала по сравнению с тем, если бы мы были участниками организованной экскурсии (которая длится максимум полчаса).

От Нижнего Новгорода до места назначения добрались за два часа. На проходной шахты нам была выдана теплая одежда, сапоги и аккумуляторные фонарики. После этого работник шахты повел нас внутрь. Штрек шахты уходит вглубь горы почти горизонтально. Посередине тоннеля проложена узкоколейка, по которой регулярно катаются составы из вагонеток. От входа в шахту до музея нужно идти по тоннелю около 500 метров.

Главный штрек шахты. 

Тепловоз тянет вагонетки по штреку

Тепловоз тянет вагонетки по штреку

По мере погружения под землю температура воздуха снижается до +4 градусов, влажность воздуха — 100 процентов. Вокруг ламп, освещающих тоннели влажная дымка. Раньше думал, что в пещерах воздух затхлый, но он на самом деле оказался очень чистым, дышалось очень легко.

Сам музей расположен внутри старой выработки и имеет несколько залов. В первых залах выставлены образцы техники, используемой когда-то (а также в настоящее время) в горном деле. Вместо шахтеров были установлены манекены, наряженные в спецодежду.

3

Фрагмент экспозиции музея

Раньше вместо локомотивов вагонетки таскали лошади. Причем, на поверхность они никогда не выходили, так как слепли от яркого света — рождались, жили, работали и умирали в подземелье. Незавидная участь — ни разу в жизни не увидеть солнечного света! В первых залах, на самом деле, ничего особо интересного нет (находился я видимо уже по музеям, ничем не проймешь) — гипсовые статуи, статуэтки ископаемых животных а также части их останков — под запотевшим от сырости стеклом лежали окаменевшие кости, зубы ископаемых доисторических зверюг.

Я с гипсовым мамонтом

Я с гипсовым мамонтом

Отдельного упоминания заслуживает шунгитовая комната — небольшой закуток, стены которого покрыты черным камнем шунгитом. Шунгит — очень древняя горная порода, представляет собой переходную стадию от антрацита к графиту. Нетрадиционная медицина приписывает ему мощные лечебные и тонизирующие свойства. Считается, что если вы просидите в этой комнате полчаса, то по эффекту это будет равноценно нескольким неделям, проведенным у моря. Никакого освещения в комнате нет, попадая в нее и выключая фонарик осознаешь, что такое «темнота, хоть глаз коли».

Шунгитовая комната

Шунгитовая комната

Присел на стул, он оказался сырым и холодным — и я решил, что лучше буду набираться бодрости более традиционными способами :)

В следующем зале представлены чучела доисторических пресмыкающихся, названия которых я, увы, не запомнил. Привожу несколько фотографий, надеюсь, что специалисты смогут подсказать, кто на них изображен.

6

7

8

9

10

В этом же зале пристроился питекантроп, если верить Дарвину, переходная ступень от обезьяны к человеку. Действительно, переходная. Если просто так смотреть — обезьяна. А если очки надеть, то вид получается вполне интеллегентный :)

Питекантроп

Питекантроп

 

Интеллигентный питекантроп

Интеллигентный питекантроп

В следующем зале эволюция побеждает и мы видим первобытных людей. Однако, из-за того что они были сделаны из манекенов и имели чуть ли не модельные прически, фотографировать это просто не захотелось. Пошли дальше…
А это, можно сказать, кульминационный момент путешествия — выставка на тему «Ужасы ада».

Вход в пещеру ужасов

На входе нас встречает злой тролль (или гоблин) в маскарадной маске из поролона.

14

Троль

Пройдя сквозь «врата ада» попадаешь в обширную пещеру с ветвящимися ходами, и за каждым поворотом тебя встречают очередные «красавцы» — черти, вампиры, скелеты, зомби, просто покойники в гробах и прочие герои ужастиков.

15

Грешника варят в котле

Свадьба мертвецов

 

Водяной(ая)

Этот коридор ведет в зал пыток. Из воды торчат крокодильи головы.

 

Карусель для скелета

Скелет крупным планом

Адская гончая поедает людские жертвы

Адская гончая поедает людские жертвы

Таинственный скелет в призрачном свете

Таинственный скелет в призрачном свете

 

Обратите внимание на зловещую тень на заднем плане

Обратите внимание на зловещую тень на заднем плане

 

Наказание за супружескую измену

Наказание за супружескую измену

Пока мы ходили по склепу и фотографировали Адского Сатану и его коллег, в зал вошла экскурсия. Мы посторонились и встали в сторонке (с фотоаппаратами на треногах), чтобы никому не мешать. Сначала на нас никто не обращал внимания, а потом стали нас фотографировать, принимая за чучела — так и подмывало взвыть нечеловеческим голосом и броситься на экскурсантов, однако, принимая во внимание, что в экскурсии присутсвовали пожилые люди, мы побоялись что можем кого-то испугать до смерти. Я ограничился лишь тем, что помахал рукой одному из туристов, когда он «прицеливался» в меня из фоторужья, чем вызвал большой восторг среди толпы :)

Конец прогулки

Конец прогулки

На этом наш поход закончился. Впечатление осталось двоякое — место однозначно очень интересное, стоит там побывать хотя бы ради того чтобы хотя бы примерно узнать что такое шахта и пещера. Сама по себе экспозиция музея выполнена, как говорится, без фантазии — есть некоторые интересные моменты, иногда даже жуть берет, но в основном — те же самые манекены из магазина «одежда» и статуи животных из папье-маше. Освещение интересное. Не хватает только какого-нибудь зловещего музыкального сопровождения. Если хотите действительно острых ощущений — сходите в лабиринт страха.